Новости
Евгений Рудашевский стал лауреатом премии имени Антона Дельвига
Евгений Рудашевский стал лауреатом Общероссийской премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига в номинации «Молодой Дельвиг» – за книгу «Намаскар: здравствуй и прощай (заметки путевые о приключениях и мыслях в Индии случившихся)». Награждение прошло 29 января в Государственном музее им. А.С. Пушкина.
Рад, что не самый популярный жанр путевых философских очерков был отмечен именно этой, во многом академической премией. «Золотой Дельвиг» сейчас – одна из главных литературных премий в России (о её значении можно спорить, но, по меньшей мере, то, что она – самая денежная, это факт). Мои путевые заметки «Намаскар: здравствуй и прощай» выглядят несколько странно в соседстве с другими лауреатами. Прежде всего, медали Дельвига дают за стихи, романы, в т.ч. исторические, и художественные переводы. Все «Золотые Дельвиги» этого сезона (Андрей Дементьев, Александр Проханов, Лариса Васильева) получили награды с формулировкой «За выдающийся вклад» или «За выдающиеся достижения». Среди гостей, ведущих и лауреатов «Дельвига» были люди заслуженные, известные. Я как самый молодой из лауреатов, мог только удивляться своему присутствию там, в Пушкинском музее.
Церемония прошла ярко, громко. Я не любитель подобных мероприятий: шампанское, официанты в белом, солистка Большого театра, оркестр, телекамеры и ещё облепленная белым пухом дама с арфой – это хорошо, но, пожалуй, не для меня. Однако уверен, большинству приглашённых всё понравилось. Приятно видеть, что литературная премия проводится с такой широтой. Медали и дипломы вручали министры, редакторы толстых журналов, писатели...
Свою медаль я получил из рук Михаила Кизилова – редактора журнала «Смена». Понравилась формулировка, с которой мне присудили «Молодого Дельвига»: «За новизну подхода к жанру путевых очерков». Ещё до того, как были записаны первые строки дневника (всю книгу я написал от руки, в путевых тетрадях), точно знал, что стандартный формат жанра меня не устроит. Новизна здесь – в сочетании трёх особенностей: высокий темп самого путешествия (десятки городов), своеобразие стиля (как его назвал один мой друг – «новобылинный стиль») и, наконец, – философское зерно, в поисках которого я и отправился в Индию. Уверен, в путевом дневнике путешествие должно быть фоном, иначе получатся «Путевые записки г. Вёдрина» или заметки графа Салтыкова, то есть дневник окажется весьма прикладного характера. Путешествие само по себе малоинтересно. Интересен, прежде всего, путешествующий человек. В пути он стряхивает с себя всё лишнее, остаётся гол, его можно хорошенько разглядеть, а значит – лучше понять.
Если говорить о «новобылинном стиле», то мне, действительно, на тот момент было проще выражать свои мысли именно таким слогом. Добавлю только, что приключения, описанные в книге, не всегда оказывались приятными (нападали шиваисты, опаивали наркоманы, тело и ум были на грани истощения), и важно было описать их предельно точно, но без эпатирования – без слов и оборотов, которые могли бы отвлечь от сути происходящего.
Премию воспринимаю не как награду за уже написанное, а как поощрение к написанию чего-то нового.
Евгений Рудашевский
Заказать книгу Евгения Рудашевского «Намаскар: здравствуй и прощай (заметки путевые о приключениях и мыслях в Индии случившихся)» можно в нашем Интернет-магазине: http://shop.heliconplus.ru/item.php?id=766